Главная Новости и блог Знак зодиака и группа крови, или зачем школьнику критическое мышление

Знак зодиака и группа крови, или зачем школьнику критическое мышление

Знак зодиака и группа крови, или зачем школьнику критическое мышление

В рамках Арктического образовательного форума я выступил перед учащимися школ Салехарда. Мое выступление называлось «Информация. Знание. Вера. Как сканировать мир с помощью критического мышления». И я попытался проиллюстрировать школьникам важность и даже практическую пользу от овладения навыком критического мышления.

Я задал залу вопрос: «Кто знает свой знак зодиака?» - Лес рук, почти сто процентов. Потом я спросил, кто знает свою группу крови? – 15-20 человек из двухсот, сидящих в зале... Почему так? Выводы тут могут быть разные, например, такие: у нас прекрасно работает система здравоохранения, или школьники в массе своей не уходят слишком далеко от станции скорой помощи. Или такие: вопрос о своем здоровье человек доверяет медицине и считает, что его обязательно спасут, но вот вопросы удачи, везения, правильного решения в жизни, совместимости с партнером и т.д, - он оставляет за собой. И считает, что астрологический прогноз – это очень важно. Но если это так, то почему в школе изучается (хоть поверхностно, но все же) астрономия, а не астрология? И если школа считает, что астрология – это ложь, то почему в каждом средстве массовой информации мы можем прочитать астрологический прогноз? И должны ли мы этому прогнозу доверять? Ведь он опубликован в газете…

Я попытался акцентировать внимание аудитории на самих вопросах, на том, что если мы задаем правильные вопросы, то можем сформулировать для себя мировоззренческие основания нашей картины мира. Дело не в том, верим или не верим мы в астрологию, а в том, как эта вера согласуется с научным знанием и что есть научное знание. И какова эффективность школьной программы, если такое огромное количество людей думает об астрологии на полном серьезе. И тут мы опять погружаемся в новый водоворот вопросов, ответы на которые можно искать всю жизнь.

Пришли ли мы за полтора часа хотя бы к какому-нибудь определенному выводу? Пожалуй, да. Я сказал, что критическое мышление приучает нас к мысли о сложности, объемности и невероятной многослойности жизни. Что легче жить, если мир прост, но по-настоящему интересно жить в сложном и не до конца познаваемом мире. И задавать вопросы интереснее, чем получать ответы. Настолько же интереснее, насколько для человека дарить подарок интереснее, чем получать его.

Иллюстрация: А.Целлариус