Эту фразу сказали мне
старшеклассники одной из школ в Нижнем Новгороде после моей лекции. Я спросил:
«Это комплимент?» - Да еще какой! – ответили они. Но давайте по порядку.
С начала этого учебного года мы
запустили факультатив для школьников в Нижнем Новгороде. Теперь мы не только
смотрим и обсуждаем кино со студентами и взрослыми в совместном проекте
РАНХиГС, Нижегородского филиала РАНХиГС и Нижегородской Вышки, но и говорим о
литературе с учащимися нижегородских школ.
Недавно я читал лекцию в школе.
Актовый зал был полон, и первое, на что я обратил внимание, было то, что
учителя не делали замечания детям, а давали мне возможность установить с ними
контакт. И давали школьникам свободу быть самими собой. Это очень важно:
факультативный разговор о литературе не может быть в дисциплинарном формате
урока. Это добровольная вещь. Невозможно полюбить литературу насильно,
невозможно заинтересовать чем-то с помощью «двойки» в журнале.
Я говорил о том, что текст
является загадкой, что можно и нужно учиться задавать вопросы, что важно
отличать собственное мнение от аргументированного суждения. И о том, что
внимательное чтение художественной литературы – прекрасный способ повзрослеть и
при этом не утратить жизненной энергии и юношеского пыла.
После лекции ко мне подошли
несколько человек. Одна девочка сказала, что очень любит читать и что каждое
мое слово подтверждало ее мысли и чувства. А потом несколько мальчишек сказали,
что просто хотят пожать мне руку. И один из них сравнил меня со Стивом Джобсом.
Я был в очках и водолазке.
И я вновь и вновь подумал, что в
школьном возрасте мы любим не предмет, а учителя. И что преподавателей мужчин
катастрофически не хватает в нашей школе.
Я уже давно не школьный учитель,
но я очень надеюсь, что наш литературный кружок для тех, кто пришел на лекцию,
слушал меня и решил пожать мне руку, состоялся. Мне показалось, что таким
образом ребята выразили желание и надежду продолжать разговор…
Иллюстрация Дж.Боги