Стоп-кадр

Стоп-кадр

Месяц назад мы открыли новый кинолекторий в Нижнем Новгороде. Мы – это отдел просветительской работы РАНХиГС, Нижегородская Вышка и филиал РАНХиГС в Нижнем Новгороде. Целый год раз в месяц будем говорить о кино. Надеюсь, что это будет вдумчивый, неторопливый, содержательный разговор. Для студентов, преподавателей, старшеклассников. И для всех тех, кто интересуется… хотел было написать «интересуется кино», но не стал. И вот почему. Кино, как ни странно, это всего лишь материал. Содержание лектория – это культура мысли. Культура диалога и аргументации. Это развитие наблюдательности и критического мышление. Это внимание к деталям и общему контексту. Содержание любого лектория о культуре – это всегда про смыслы и способы их выражения. 

Наш первый разговор был посвящен тому, как можно смотреть и анализировать кино. Как сделать так, чтобы не только смотреть, но и видеть. В беседе участвовали мои коллеги из Нижегородской Вышки, и в какой-то момент прозвучала мысль, как важно в кинотексте видеть цитату, узнавать аллюзию из другого кино. И в качестве примера была показана цитата из фильма «Покровские ворота» в мультфильме «Домовенок Кузя». Я не буду сейчас углубляться в детали той цитаты (пытливым читателям моих постов – лишний раз пересмотреть знаменитые фильм и мультфильм), а приведу свою. Совсем свежую. 

Фильм «Барби», который – уверен, - многие уже посмотрели, начинается с цитаты из знаменитого фильма Кубрика «Космическая Одиссея 2001 года». Цитата абсолютно прямая. С музыкой из фильма Кубрика. С появлением «объекта» с небес. Только вместо черной плиты неизвестного происхождения, в «Барби» на Землю спускается кукла Барби. Конечно, цитату можно не заметить. Пропустить. Можно просто не знать фильм Кубрика. Можно даже не знать, кто он такой. Можно просто посмотреть очередную киноленту. Но если вы замечаете цитату, то вы сразу чувствуете и иронию, и вселенский замах, и иронию по отношению к этому вселенскому замаху. В фильме сказано, что кукла Барби изменила все, а у Кубрика фильм начинается с того, что одно племя обезьян победило другое племя, потому что одна обезьяна догадалась взять в руки кость и использовать его как оружие против врагов…

И тут – целый поток ассоциаций и смыслов. Кукла как оружие и защита. Кукла – как что-то действительно поворотное в истории человечества. Кукла – как модель поведения. Кукла и человек как оппозиция живого и неживого, ведь можно вспомнить, что в фильме у Кубрика есть вражда между людьми и роботом, или искусственным интеллектом, который хочет управлять космическим кораблем. Один маленький фрагмент, всего одна цитата, а сколько смыслов сразу же…