Я уже неоднократно убеждаюсь в
том, что в начале пути у успешных людей был хороший учитель литературы. Тут
нужно сделать оговорку. Может быть, не одну. Я не люблю словосочетание
«успешный человек», потому что он про собственный успех, а не про дело. Лучше сказать
про человека на своем месте, или про хорошего руководителя. Так вот, очень
часто оказывается, что такой человек помнит свои уроки литературы в школе. А
это означает, что учитель был настоящий, нестандартный. Думающий.
Недавно я познакомился с директором
одного из филиалов Президентской академии. Он был на моей лекции, а после – мы
разговорились. Мой собеседник стал говорить, что до сих пор помнит, как в
классе разбирался сон Раскольникова. Что он читал «Преступление и наказание» и
что сон главного героя был почему-то очень важен, и там была своя символика,
суть. Что в этом сне была показана личность преступника, его переживания,
сомнения и т.д.
А я сразу подумал о нескольких вещах. Все ли в школе прочли роман Достоевского? Многие ли помнят, что обсуждалось на уроках? У скольких читателей в памяти остался сон Раскольникова? И главное – сейчас, через много лет после окончания школы – многим ли кажется, что сон литературного героя, обсуждение этого сна с учителем, да и сам роман, - что все это действительно важно?
Про сон Раскольникова можно
написать (и написано давно) множество страниц. Это тот страшный сон, когда
главный герой видит себя в детстве и становится свидетелем безобразной и
жестокой сцены, когда мужик до смерти забивает лошадь, которая не может увезти
телегу, полную людей… Раскольников просыпается в самом конце, он досматривает сон до конца, он видит во сне насилие, но не просыпается в ужасе в самом
начале. И сам сон дан нам ДО преступления, т.е. как некий знак того, что Раскольников,
к сожалению, готов убить, готов это вынести, что преступление в каком-то смысле
уже состоялось….
Вернемся снова к началу моего
поста. Взрослый человек через много лет помнит сцену из романа и готов ее
обсуждать. Что это значит? Во-первых, у него прекрасная память, во-вторых, он
обращает внимание на детали, в-третьих, у него есть представление о месте этого
сна в романе, то есть видение частного и общего. В-четвертых, этот страшный
сон, безусловно, развивает эмоциональный интеллект читателя… В-пятых, в-шестых…
Мы сразу имеем «букет» навыков, который необходим для настоящего руководителя.
Но когда школьник был в 10 классе он не думал о навыках. У него был пытливый ум
и хороший учитель. А что еще нужно для карьеры?
Иллюстрация: М.Шемякин