Маленькая деталь больших изменений.
В 1961 году режиссер Геннадий
Казанский, который массовому зрителю известен по фильмам «Человек-амфибия», «Снежная
королева», «Новогодние приключения Маши и Вити», снимает картину «И снова
утро». Социальная и любовная драма о прекрасном враче, известном хирурге, для
которого смысл, высокий смысл жизни был в работе и спасении людей. Спасая
незнакомую девочку от гибели, он бросается под поезд и… лишается обеих ног. Герой
жив, но он больше не врач, потому что не может вернуться в операционную.
Я не буду дальше пересказывать
сюжет (думаю, что читатели понимают, чем все закончилось), но хочу остановиться
на одной детали. Герой лежит в больничной палате. Он в унынии и отчаянии. Он
озлоблен на жизнь и не хочет ни с кем говорить. К нему приходит коллега, чтобы
хоть как-то поднять ему настроение.
- А я вам книжечки принес.
- Знаю. «Повесть о настоящем
человеке» - раз, «Как закалялась сталь» - два. Приносили. Сочувствуют,
ободряют, советуют...
И повесть Полевого, и роман
Островского описывают беспримерный подвиг. Жертвенность. Преодоление себя.
Полную отдачу на пределе человеческих возможностей. И лишившийся двух ног врач
считает, что посетители хотят дать ему почитать про подвиг, чтобы вдохновиться
и перестать хандрить. Когда коллега уходит, герой разворачивает пакет с
книгами. Там оказывается «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» и два романа
Марк Твена про Тома Сойера и Гекльберри Финна. Остроумные, смешные, ироничные
тексты. Про не однозначных с моральной точки зрения людей. Эти тексты не про
жертвенность, а про приключения, не про подвиг, а про узнавание себя и мира. Не
про смерть, а про смех.
Врач в постели держит эти книги и
удивляется. Эффект обманутого ожидания. Оказывается, его никто не хочет
шаблонно учить жить. Потому что он и так всю жизнь совершает подвиг. Сейчас ему
нужно другое. Отвлечься. Улыбнуться. Развеяться. Посмеяться.
Замена героической литературы на
комическую неслучайна. Это есть знак эпохи. Это оттепель. Фильм снят в 1961
году.
Иллюстрация М.Тюрин