Когда я пишу о поэзии, когда
разбираю стихи, то у меня всегда одна цель: чтобы читатель прочел. И
восхитился. Это «восхитился» точно зависит не от меня. Поэт уже создал
стихотворение, а читателю предстоит встретиться с ним. Моя роль невероятно
скромная - я могу порекомендовать текст и попытаться объяснить, что мне в нем
нравится...
Вот перед нам поздний Заболоцкий. Стихотворение «Стирка
белья».
Еще до всякого цитирования
необходимо сказать, что стирка белья – не самое захватывающее, «романтическое»,
«поэтическое» занятие. Это не пение под балконом любимой девушки, не
воспоминание о прошлом при виде морских волн, не ночная дума о звездном небе,
это не объяснение в любви… Впрочем, с любовью не будем торопиться. Но в любом
случае перед нами что-то бытовое. Обычное. И стихотворение начинается очень
просто:
В стороне от шоссейной дороги,
В городишке из хаток и лип,
Хорошо постоять на пороге
И послушать колодезный скрип.
Здесь, среди голубей и голубок,
Меж амбаров и мусорных куч,
Бьются по ветру тысячи юбок,
Шароваров, рубах и онуч.
Здесь есть некоторое
балансирование между «высоким» и «низким». С одной стороны, колодезный скрип,
голуби и голубки, с другой, - мусорные кучи и онучи. Что ждет читателя дальше?
Отдыхая от потного тела
Домотканой основой холста,
Здесь с монгольского ига висела
Этих русских одежд пестрота.
И виднелись на ней отпечатки
Человеческих выпуклых тел,
Повторяя в живом беспорядке,
Кто и как в них лежал и сидел.
«Отдыхая от потного тела»… перед нами не тело одного человека, а образное
совокупное тело всего народа, и не только тех людей, которые живут сейчас: «Здесь с монгольского ига висела этих русских одежд пестрота». Т.е. постиранная одежда
на бельевой веревке есть способ проникнуть в историю и жизнь огромного
количества людей, это невероятное обобщение. Поэт сквозь ткань одежды видит
основу жизни целого народа. Но после такого смелого образного скачка
стихотворение возвращается в конкретное время и место:
Я сегодня в сообществе прачек,
Благодетельниц здешних мужей.
Эти люди не давят лежачих
И голодных не гонят взашей.
Натрудив вековые мозоли,
Побелевшие в мыльной воде,
Здесь не думают о хлебосолье,
Но зато не бросают в беде.
Жены, которые заботятся о своих
мужьях. У них трудная, подчас очень трудная жизнь, но они трудолюбивы и верны,
и, несмотря ни на что, отстирывают и каждый раз заново восстанавливают чистоту
одежды. Это то немного, что дано. И это очень много одновременно. Русский
двадцатый век, иссеченный муками, голодом, страданиями и насилием (Заболоцкий,
как и миллионы других был арестован, сидел в лагере, жил в ссылке и, кстати,
реабилитирован был только посмертно), - этот век не смог уничтожить любовь к
ближнему. «Но зато не бросают в беде»... Это не про достаток и благополучие,
это про то, что даже в бедности и горе есть место любви и заботе.
А вот финал стихотворения:
Благо тем, кто смятенную душу
Здесь омоет до самого дна,
Чтобы вновь из корыта на сушу
Афродитою вышла она!
Стихотворение про стику белья. И
вдруг Афродита. Которая ассоциируется у нас с чем-то безусловно красивым,
женственным. Высоким. Афродита не может жить среди «мусорных куч» и стирать
онучи. Она идеал. Но здесь речь об обновленной душе. Жены не одежду стирают, а
залечивают душевные раны. Дают возможность снова жить. Чистая одежда и чистая
душа соединяются в конце стихотворения. Стирка белья есть акт любви. То есть на
самом деле перед нами любовная лирика. Воспевающая ежедневный тяжелый труд любящих
сердец.
Иллюстрация: М.Натаревич