Рекрутинговый взгляд на человека
грешит не только обобщением и упрощением. Он грешит еще и мировоззренческой
установкой, которая гласит, что человек знает, что хочет, а если не знает – ему
можно легко подсказать. А если не получается, то… мы будем рассматривать
другого кандидата, потому что с этим все очень сложно.
Есть такой грустный и почти
бессюжетный фильм «Предел желаний». Воспитательница в детском саду, молодая
девушка «отшивает» своего жениха, которого ждала несколько лет, возится с
детьми, за которыми не приходят вовремя родители, иронично смотрит на
окружающих. Сейчас бы сказали, что она их троллит. Зачем она это делает? Какие
у нее планы на будущее? Заведующая детским садом просит ее уволиться, потому
что героиня слишком мягкая и не может строго говорить с родителями, которые
безответственно относятся к своим детям. Девушка приходит на свидание с молодым
человеком, но приходит не одна, а с мальчиком, которого «забыли» забрать из
детского садика, и тут же начинает сочинять историю о том, что это ее сын, а
мужа нет и т.д. Главная героиня одинока. Или нет? У нее есть дети, которых она
любит. Но это не ее дети. Или она пытается заполнить пустоту в своей жизни? Или
она просто имеет мужество сознаться себе в том, что жизнь часто печальна и
трудна и не надо бездумно заполнять ее внешними атрибутами?
На все эти вопросы нет
однозначных ответов, потому что фильм сделан так, чтобы показать принципиальную
сложность и многогранность личности. Человек не только не всегда знает, чего он
хочет. Он может хотеть одновременно разных вещей, пробовать жизнь на вкус,
сомневаться, испытывать себя и окружающих. Надеяться, отчаиваться. Грустить.
Работать. И одновременно думать о смысле своей деятельности.
Фильм назван очень точно. Не
«предел желания», а предел желаний. Мы не знаем, где он, этот предел, и не
знаем, чего мы хотим сильнее всего.
А незадачливый жених очень хорошо
знает. Он хочет семью. Хочет определенности и мгновенного ответа. В этом нет
ничего плохого, только некоторые люди устроены сложно. Однозначность их пугает.
В начале фильма, когда молодой человек еще не понимает, что ему будет отказано,
то произносит следующую фразу: «Из садика я тебя заберу, это работа не для
замужней женщины». В этом суждении очень много всего: и неуважение к личности
другого человека, в первую очередь. «Я тебя заберу», т.е. кто-то лучше вас,
знает, что вам нужно. И готовая картина мира: «работа не для замужней женщины».
В этом суждении много насилия. И вот он предел желаний. Рядом. Понятный и
привычный: заставить другого человека делать так, как хочу «я».
А главная героиня бережно
относится к себе и чутко – к окружающему миру. Поэтому у нее впереди не тупик
достижения цели, а долгая дорога. И это гораздо интересней.
Иллюстрация И. Медведев