Несколько лет назад мои студентки после одного-двух
семестров академического чтения пожаловались мне в шутку, что им сложно будет
выйти замуж, потому что их бывшие одноклассники кажутся им теперь глупыми и необразованными…
На самом деле это не шутка, потому что чтение – это не
только приятное и полезное занятие, но еще и… опасное.
В повести «451 градус по Фаренгейту» главный герой, пожарный
Монтэг, приносит домой книгу. Все помнят, что книги запрещены и сжигаются, но
он нарушает запрет. Дома – жена и ее подруги. Они щебечут о какой-то глупости,
они не живут, а защищаются от жизни словами, телевизорами, покупками. Монтэг
раскрывает книгу и начинает читать стихотворение английского поэта начала 19-го
века. Вот что происходит, когда чтение заканчивается:
«Миссис Фелпс рыдала. Ее подруги смотрели на ее слезы, на
искаженное гримасой лицо. Они сидели, не смея коснуться ее, ошеломленные столь
бурным проявлением чувств. Миссис Фелпс безудержно рыдала. Монтэг сам был
потрясен и обескуражен. – Тише, тише, Клара, – промолвила Милдред. – Успокойся!
Да перестань же, Клара, что с тобой? – Я… я… – рыдала миссис Фелпс. – Я не
знаю, не знаю… Ничего не знаю. О-о… Миссис Бауэлс поднялась и грозно взглянула
на Монтэга. – Ну? Теперь видите? Я знала, что так будет! Вот это-то я и хотела
доказать! Я всегда говорила, что поэзия – это слезы, поэзия – это самоубийства,
истерики и отвратительное самочувствие, поэзия – это болезнь. Гадость – и
больше ничего! Теперь я в этом окончательно убедилась. Вы злой человек, мистер
Монтэг, злой, злой!»
Дальше там идет прекрасный монолог главного героя, но
найдите его сами. Художественная литература не учит, как жить, но она всегда
касается самых сущностных, самых серьезных вещей, с которыми мы сталкиваемся.
Мы встревожены, мы смятены, мы не можем забыть то, что прочли. И не случайно.
Иллюстрация Л.Киммел