Я совсем не люблю подводить итоги года. Во-первых, моя
работа больше связана с учебным календарем, во-вторых, моя деятельность –
преподавание и просветительство – вообще не про итоги, а про непрерывный
процесс. И в-третьих, что такое итоги? Даже если что-то запланировал и это
удалось воплотить, то реализация задуманного – только тропинка к будущим
планам, только плацдарм для решения следующих задач. Поэтому в начале нового
года, а не в конце старого, хочу рассказать о том ярком и содержательном
событии, которое произошло в самом конце 2023 года.
В декабре по приглашению
Регионального института развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа
мы организовали и провели образовательный практикум для учителей русского языка
и литературы в Новом Уренгое. Программа называлась «Слово. Образ. Душа», и мы
ставили задачу сделать цельный разговор о разных сторонах работы
учителя-гуманитария. Лингвист и писатель Ирина Левонтина говорила о русской
языковой картине мира и о том, как живет и изменяется язык в настоящее время.
Дело не в том, что это необыкновенно интересно, но и в том, что это огромный
ресурс и важнейшее подспорье для учителя. Учебник и программа нацелены на
освоение правил, понятий, на овладение практической грамотностью, но язык – это
живая стихия, и слова нужно не только правильно писать и произносить, но и
любить. Через любовь к слову прививается любовь к предмету. Развивается
внимательность к деталям и оттенкам смысла. Через любовь к слову прививается
любовь к миру.
Я тоже говорил с учителями о
любви. О любви к художественному тексту. Парадокс: урок литературы призван
воспитать сознательного читателя, но ни в программе, ни в методичках, ни в
учебниках нет ни слова о том, нравится ли ученику то, что ему предлагают
изучить или выучить наизусть. Вопрос о реальном читательском впечатлении не
ставится. Нет такого вопроса! А запрос есть! Участники программы сказали, что
хотели бы говорить со школьниками о литературном вкусе, о том, что такое
хороший текст и как определяется «качество» художественного произведения.
Среди наших преподавателей была и
психолог Татьяна Крамаренко. Она говорила с учителями о том, как разговаривать
с подростками, как предотвращать конфликтные ситуации и как не поддаться
профессиональному выгоранию. И тут же выяснилось, что нет «профессиональных
навыков», которые не были бы связаны с личными и семейными проблемами. Или так:
нет навыков, которые можно «прокачать», не затрагивая личность педагога.
Личность человека. Во всей ее сложности и многообразии.
Мы попытались сделать глубокий разговор
«поверх барьеров». О слове. Об образе. И о душе. Надеюсь, что наша программа
станет источником для рефлексии и вдохновения для его участников. И, конечно,
надеюсь, что это только начало работы с работниками образования ЯНАО и других
регионов.
Иллюстрация: Г.Эксиоглу