Главная Новости и блог Нет – итогам. Да – впечатлениям!

Нет – итогам. Да – впечатлениям!

Нет – итогам. Да – впечатлениям!

Я совсем не люблю подводить итоги года. Во-первых, моя работа больше связана с учебным календарем, во-вторых, моя деятельность – преподавание и просветительство – вообще не про итоги, а про непрерывный процесс. И в-третьих, что такое итоги? Даже если что-то запланировал и это удалось воплотить, то реализация задуманного – только тропинка к будущим планам, только плацдарм для решения следующих задач. Поэтому в начале нового года, а не в конце старого, хочу рассказать о том ярком и содержательном событии, которое произошло в самом конце 2023 года.

В декабре по приглашению Регионального института развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа мы организовали и провели образовательный практикум для учителей русского языка и литературы в Новом Уренгое. Программа называлась «Слово. Образ. Душа», и мы ставили задачу сделать цельный разговор о разных сторонах работы учителя-гуманитария. Лингвист и писатель Ирина Левонтина говорила о русской языковой картине мира и о том, как живет и изменяется язык в настоящее время. Дело не в том, что это необыкновенно интересно, но и в том, что это огромный ресурс и важнейшее подспорье для учителя. Учебник и программа нацелены на освоение правил, понятий, на овладение практической грамотностью, но язык – это живая стихия, и слова нужно не только правильно писать и произносить, но и любить. Через любовь к слову прививается любовь к предмету. Развивается внимательность к деталям и оттенкам смысла. Через любовь к слову прививается любовь к миру. 

Я тоже говорил с учителями о любви. О любви к художественному тексту. Парадокс: урок литературы призван воспитать сознательного читателя, но ни в программе, ни в методичках, ни в учебниках нет ни слова о том, нравится ли ученику то, что ему предлагают изучить или выучить наизусть. Вопрос о реальном читательском впечатлении не ставится. Нет такого вопроса! А запрос есть! Участники программы сказали, что хотели бы говорить со школьниками о литературном вкусе, о том, что такое хороший текст и как определяется «качество» художественного произведения. 

Среди наших преподавателей была и психолог Татьяна Крамаренко. Она говорила с учителями о том, как разговаривать с подростками, как предотвращать конфликтные ситуации и как не поддаться профессиональному выгоранию. И тут же выяснилось, что нет «профессиональных навыков», которые не были бы связаны с личными и семейными проблемами. Или так: нет навыков, которые можно «прокачать», не затрагивая личность педагога. Личность человека. Во всей ее сложности и многообразии. 

Мы попытались сделать глубокий разговор «поверх барьеров». О слове. Об образе. И о душе. Надеюсь, что наша программа станет источником для рефлексии и вдохновения для его участников. И, конечно, надеюсь, что это только начало работы с работниками образования ЯНАО и других регионов.

Иллюстрация: Г.Эксиоглу