Я знаю, что самая
распространенная и, кстати, наиболее вредная ошибка при описании какого-то
явления – это обобщение. Задержали отправление поезда, на котором вы ехали, и
вы говорите: «У них там всегда полный беспорядок в расписании…» Или, например,
прошла у вас встреча с умными подростками, и вы резюмируете: «Какие все-таки у
нас прекрасные дети, какое прекрасное будущее ждет нас!» Второй пример, это про
меня. И я не впаду в грех обобщения, а просто поделюсь тем, что было. Недавно
принял участие в ЛЭШ (Летняя энергетическая школа) компании «РусГидро». Старшие
школьники из разных регионов страны собираются на неделю вместе, а старшие
товарищи (педагоги, лекторы, тьюторы) делают так, чтобы эта неделя прошла
полезно и содержательно.
Я провел с ребятами весь день.
Говорили о литературе, о том, как культура размышляет об энергетике (да, да! вы
не поверите, но у Брэдбери есть прекрасный рассказ, который называется
«Электростанция»), а в конце дня посмотрели и обсудили легендарный мультфильм
«Ежик в тумане» и порассуждали о разных взглядах на жизнь и даже о смысле этой
жизни…
Но дело не в моей лекции. А в
том, что выяснилось во время общения: все участники ЛЭШ – любят читать! Еще
раз. Передо мной были подростки, которые собираются в технические вузы, само
мероприятие организовано компанией, которой нужны технари и инженеры, но… или
не «но», а «и»! И вот эти будущие инженеры спрашивали меня про Гете, Данте,
Толстого, Достоевского, современную поэзию, Джейн Остин... У всех горели глаза,
и никто даже поздним вечером не хотел расходиться, а все хотели говорить о
книгах!
Какой из этого вывод? Во-первых,
нет никакого разделения на гуманитарные и технические науки. То есть оно,
конечно, есть, но настоящий специалист жаждет целостного знания, потому что
прежде всего у него есть потребность познавать мир. Во-вторых, у молодого
человека – есть бескорыстная потребность узнавать новое и восторгаться
произведениями культуры. Нам часто кажется, что мы должны «засунуть»,
«устроить» ребенка в ВУЗ, чтобы «у него все было хорошо», а на самом деле
человеку хорошо, когда он ощущает красоту окружающего мира. А, в-третьих, да,
хочется сказать, что «нечитающие дети» – это миф, потому что смотрите, что
бывает. Как мы понимаем, бывает – разное. Многие не читают, но, те немногие
молодые книголюбы, которых я встретил в ЛЭШ – это генераторы вдохновения. Они
наполнены энергией молодости и любознательности. И эта энергия направлена в
будущее.
Иллюстрация: Г.Ликман