Сегодня (пишу для тех, кто в Москве или в Подмосковье) такая
погода, что хочется цитировать знаменитое стихотворение Тютчева:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Все именно так: хрустальный неподвижный день, самое начало
осени. И так не будет продолжаться долго. Стихотворение Тютчева не случайно
стало знаменитым. Там есть такие строки:
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…
Эту паутину нужно было увидеть.
Не в том смысле, что люди до Тютчева не видели паутины между комьями земли.
Видели. Но поэты ее «не видели». Ни у Пушкина, ни у Лермонтова, ни у
Баратынского, ни у других поэтов до Тютчева это было невозможно. Тютчев включил
паутину в поэтический обиход, показал, что с ее помощью можно описать
неподвижность воздуха, показал, что можно увидеть эту мелкую деталь и
любоваться ей. На самом деле поэтическое новаторство еще глубже: паутиной не
принято было любоваться, это была низкая действительность, которой был
воспрещен вход в высокую лирику. А Тютчев расширил границы представления о
прекрасном. И в этом, в том числе, сила этого стихотворения.
Но… Может ли восхититься этим
шедевром современный читатель? Не тот, который ничего не читал, кроме школьной
программы, а тот, у которого выработана потребность читать стихи, в том числе –
и современные. Может ли такой читатель поместить себя внутрь тютчевской
картины?
«Где бодрый серп гулял и падал
колос»… Это крестьянский труд. Серп легко можно себе представить, но это не тот
инструмент, который мы видим каждый день. И даже каждый месяц. Более того,
картина уборки поля у нас давно связана с комбайном. Но и это еще не все. Мы
вряд ли думаем о поле, как об отдыхающем:
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
У Тютчева поле отдыхает, потому что
отдало жатву. Это прекрасный образ, вопрос в том, актуален ли он для
современного городского читателя? Когда человек в XXI веке осенью гуляет по полю, думает
ли он о том, что сельскохозяйственные работы недавно закончились?
Для того, чтобы душа читателя
попала в такт стихотворению, нужны другие слова. Например, такие:
Смолкли лягушки в заросшем пожарном пруду.
Густо засеяно звездами черное небо.
Старые яблони в мокром осеннем саду
подняли вверх отсыревший и спутанный невод.
Лампа на нашей веранде, наверно, видна
издали в этой почти опустевшей вселенной.
Бочка налита с краями, вода в ней темна.
Бросишь окурок — он гаснет в потемках мгновенно.
Сядь на колени ко мне. Стало холодно здесь.
Все здесь печально, все только и помнит о лете —
это крыльцо, и кусты, и намокшая жесть,
этот комарик случайный, последний на свете.
Так обними меня, ляжем, прижавшись, во тьме.
Дождь застучит на рассвете по шиферной крыше.
Скрипнет ступенька, ты что-то мне скажешь во сне.
Я буду спать и уже ничего не услышу.
Кончится осень, березы простятся с листвой.
Грянет зима и снегами завалит округу.
Мы будем спать, мы сроднимся с подснежной травой,
тихо дыша и во сне согревая друг друга.
Ясно, что перед нами современный
поэт. Ясно, что дача, веранда и лампа – это то, что нами не только представимо,
но и много раз прожито. Другое дело, что «этот комарик случайный, последний на
свете» не смог бы появиться в современной лирике, если бы когда-то давно, 150
лет назад Тютчев не обратил бы свое внимание на паутины тонкий волос.
Иллюстрация: И.Грабарь