Главная Новости и блог Крестики-нолики, или зачем нужен литературный факультатив в школе

Крестики-нолики, или зачем нужен литературный факультатив в школе

Крестики-нолики, или зачем нужен литературный факультатив в школе

Новый год начался с командировки в Нижний Новгород. Кроме очередного заседания киноклуба «Стоп-кадр» провел занятие для старшеклассников в нижегородской гимназии. 10-й класс. Я дал для разбора песню Алексея Кортнева «Аркадий». Это не самая известная песня у «Несчастного случая», я был почти уверен, что ее мало кто знает. Но оказалось, что никто в классе не слышал про группу «Несчастный случай». И это не проблема школьников.

Во-первых, нам кажется, что некоторые вещи должны знать все, но «все» - это люди одного поколения и одного интеллектуального круга. Во-вторых, школьники знают и слушают свои группы, у них свои кумиры и свои цитаты. Это классический пример, когда встреча разного читательского опыта может не состояться. И чаще всего встречи нет. Взрослые любят одно, дети – другое. Учителя любят, или делают вид, что любят, школьную программу. Три разных аудитории, каждая «огородилась клетками» своих представлений о мире.

Это словосочетание про клетки взято из песни Кортнева. Там речь идет про взросление, про потерю цельности и детского взгляда на мир. Первая строфа – детство, вторая – взрослая жизнь, третья – смерть: «встретимся обратно мы во зеленом садике». Трагический и глубокий текст. Построенный на очень простом и понятном образе, на детской игре в «крестики-нолики». Три перечеркнутые клетки означают, что игра проиграна. И что жизнь кончилась.

Школьники не знали группу «Несчастный случай», но активно и с интересом обсуждали текст. Он им был важен. Любой содержательный разговор – это выход за пределы «клетки».