Новый год начался с командировки
в Нижний Новгород. Кроме очередного заседания киноклуба «Стоп-кадр» провел
занятие для старшеклассников в нижегородской гимназии. 10-й класс. Я дал для
разбора песню Алексея Кортнева «Аркадий». Это не самая известная песня у
«Несчастного случая», я был почти уверен, что ее мало кто знает. Но оказалось,
что никто в классе не слышал про группу «Несчастный случай». И это не проблема
школьников.
Во-первых, нам кажется, что
некоторые вещи должны знать все, но «все» - это люди одного поколения и одного
интеллектуального круга. Во-вторых, школьники знают и слушают свои группы, у
них свои кумиры и свои цитаты. Это классический пример, когда встреча разного
читательского опыта может не состояться. И чаще всего встречи нет. Взрослые
любят одно, дети – другое. Учителя любят, или делают вид, что любят, школьную
программу. Три разных аудитории, каждая «огородилась клетками» своих
представлений о мире.
Это словосочетание про клетки
взято из песни Кортнева. Там речь идет про взросление, про потерю цельности и
детского взгляда на мир. Первая строфа – детство, вторая – взрослая жизнь,
третья – смерть: «встретимся обратно мы во зеленом садике». Трагический и
глубокий текст. Построенный на очень простом и понятном образе, на детской игре
в «крестики-нолики». Три перечеркнутые клетки означают, что игра проиграна. И
что жизнь кончилась.
Школьники не знали группу
«Несчастный случай», но активно и с интересом обсуждали текст. Он им был важен.
Любой содержательный разговор – это выход за пределы «клетки».