Креативность – это очень модное
слово. Креативность – это очень понятное слово, потому что речь идет о
творческом потенциале личности, о ее способности отходить от шаблонных решений
и предлагать что-то новое. Я редко встречал людей, которые не хотели бы быть
креативными, но я знаю огромное количество людей, которые не читают стихи,
считая это пустой тратой времени.
А между тем, большая поэзия –
невероятный пример креативного взгляда на мир. Вот начало знаменитого
«Приморского сонета» Ахматовой:
Здесь всё меня переживёт,
Всё, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелёт.
Первая строка нам понятна:
пожилой человек смотрит на окружающий мир и говорит: «Здесь все меня
переживет». Это грустное наблюдение, но оно понятно. Не каждый скажет это
такими словами, но сами слова нам тоже ясны и не вызывают слишком большого
удивления.
Но вот следующая строка: «Все, даже ветхие скворешни».
Стоп. Лирический герой из всего,
что он видит, выбирает... скворешни! Еще раз: не дом, не домашнюю утварь, не
яблоню в саду, не растение или животное. Возможно, человек видит только
скворешни... Но возможно ли это? Очевидно, что нет. Значит перед нами отбор
материала. Невероятно странный и свободный. Креативность начинается с выбора и
с необычной точки зрения.
Ну, допустим, мы согласились, что
скворешни переживут лирического героя. Они ветхие, т.е. старые, но все равно
просуществуют дольше, чем проживет человек, который на них смотрит. И тут нас
поджидает новый семантический взрыв: ветхие скворешни. Вы часто слышали такое
словосочетание в русском языке? Уверен, что впервые и только в этом
стихотворении.
Что это за «ветхие скворешни» и как они попали в стихотворение
Ахматовой? Само слово «ветхий» нам знакомо как раз из поэзии:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
У Пушкина землянка, жилье под землей; у Ахматовой –
скворешни, домик над землей. Что-то воздушное, непрочное, почти готовое к полету
и… связанное с Пушкиным. И тут же становится ясно, почему в «Приморском сонете»
говорится про море:
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелёт.
Потому что в «Сказке о рыбаке и рыбке» старик со старухой
живут «у самого синего моря».
Пушкин – это общий знаменатель ахматовского стихотворения.
Вот финал этого лирического шедевра:
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда…
Там средь стволов ещё светлее,
И всё похоже на аллею
У царскосельского пруда.
Любой школьник знает, что прилагательное «царскосельский»
ведет напрямую к Пушкину…
Итак, креативность – это
способность отойти от шаблона. Но в том-то и дело, что для того, чтобы от
чего-то отойти, нужно это что-то знать, изучить, полюбить, сделать своим. Ахматова
не на пустом месте проявляет невероятную, невиданную креативность. Сначала она
полюбила и изучила Пушкина. А потом уже добавила свое.
Нам хочется в творческий полет, но «скворешня» креативности
возможна только в том случае, если вы знаете о существовании шаблона «землянки».
Иллюстрация З.Серебрякова