На протяжении уже нескольких лет читаю лекции управленцам, в том числе государственным чиновникам в рамках программ для высшего кадрового резерва страны и проекта «Лидеры России». И это очень отрадно, что есть гуманитарные треки в образовательных программах, слушателями которых являются люди, которые принимают решения на государственном уровне.
Совсем недавно я читал лекцию, которая называлась «Как завершается эпоха». Заранее дал задание слушателям прочесть замечательную книгу Алексея Юрчака, которая называется «Это было навсегда, пока не кончилось», и попросил их посмотреть несколько фильмов конца советского времени «Чучело» и «Дорогая Елена Сергеевна». И вот что интересно. Те вещи, свидетелями которых мы были, когда были молодыми или только начинали взрослеть, те реалии эпохи, совершенно не откладываются на личном уровне. Но когда читаешь об этом книгу, или, когда смотришь, например, фильм «Чучело» не просто с точки зрения этики взаимоотношения детей, но как документ эпохи, экономический, социальный срез времени - оптика меняется.
Культура, как и критическое мышление нужны, чтобы посмотреть на явление со стороны. И многие слушатели говорили, что мы не верим, что такое могло быть в советское время. И это очень показательно. Фильм «Чучело» снят Роланом Быковым, который был на тот момент именитым и обласканным властью режиссером. Фильм снимался в советское время. И при этом люди - руководители достаточно высокого уровня, говорят: «Нет, мы не верим». Что это значит? Это значит, что у них недостаточно развито критическое мышление, раз они не доверяют текстам культуры. Это значит, что они могут совершать ошибки, при принятии решений.
Анализ культурных явлений, обогащение себя культурными знаниями - важнейший навык для управления государством, обществом и конечно собой.