Есть книги, которые очень трудно
пересказать. В небольшом романе Набокова «Пнин» говорится о русском профессоре
в Америке. Он филолог, преподает в небольшом и не самом известном университете.
Родился в Петербурге, потом революция, эмиграция, Франция и, наконец США. В
начале романа Пнин едет читать лекцию в другой город, садится не на свой поезд
и вынужден сойти в незнакомом городе, пересесть на автобус, он боится потерять
листы бумаги со своими заметками…
Это какая-то мелочь,
незначительная деталь, но все повествование строится именно так: вот герой
снимает комнату у своих коллег, вот решается на покупку дома, вот ведет
разговор в дружеской компании, а тут он переживает, будет ли у него работа в
следующем году, или встречается со своей бывшей женой… Нам дана не линейная
история жизни, а череда вспышек, воспоминаний, каких-то лоскутков и обрывков,
из которых Набоков сшивает плед биографии и судьбы своего героя. Это не просто
литературный прием. Мне думается, что писатель смотрит на личность целостно и
милосердно. Жизнь человека не резюме для собеседования, не статья в википедии и
не подробная биография, составленная потомками. Жизнь человека – это
невообразимый калейдоскоп образов и впечатлений, опыта, ошибок, радости и побед,
- бесчисленные картинки, которые не перечислить и – главное! – не уложить в
правильном порядке, потому что такого порядка просто не существует.
Итак, Пнин встречается с бывшей
женой. Это событие не подано как центральное, как кульминационное, но, может быть,
оно таковым и является. Много лет назад Пнин, еще в Париже, влюбился в девушку.
Они поженились, но она быстро ушла к другому. Европу затягивает смрадом
фашизма, из Франции нужно бежать. Жена возвращается к мужу, и они вдвоем
переплывают Атлантику. На корабле выясняется, что жена вернулась только для
того, чтобы Пнин перевез ее в Америку, и на этом же корабле едет тот, к
которому она ушла! Пнин все это выносит. Там даже нет пафосного «прощения» или
«прощания». Через много лет уже в Америке бывшая жена просит свидания и
заявляет, что ее муж не собирается заботиться об их сыне и она просит Пнина
принять участие в судьбе ребенка… Пнин выполняет просьбу.
Сквозь незначительные детали
биографии, сквозь смешные, потешные, нелепые события возникает образ невероятно
доброго и мужественного человека. Есть теория о том, что люди делятся на два
типа: «грецкий орех» и «персик». Грецкий орех тверд снаружи, но раскалывается,
персик мягок, но внутри косточка, с которой поделать уже ничего нельзя. Пнин –
мягкий человек с невероятным стержнем внутри. Он одинок. Он верен себе и своему
филологическому призванию. Он добродушен и мужественен одновременно. Язык не
поворачивается назвать его «успешным». Но, может быть, успех – это ложный
ориентир? Точно так же, как резюме не покажет вам личность, так и «успех» не
даст возможность рассмотреть ту косточку, которая кроется за мягкой плотью
персика.
Иллюстрация Д.Ньоли