Главная Новости и блог Грани лидерства, или может ли быть оркестр без дирижера?

Грани лидерства, или может ли быть оркестр без дирижера?

Грани лидерства, или может ли быть оркестр без дирижера?

Любому, кто связан с корпоративным обучением, известно, что тема лидерства чрезвычайно востребована. Как стать лидером, какими качествами должен обладать подлинный лидер, что читать, чтобы дорасти до настоящего лидера и т.д., - все эти и многие другие вопросы постоянно обсуждаются управленцами и бизнесменами. В своих лекциях и мастер-классах я тоже – с точки зрения литературы, кино и культуры в целом – освещаю эту тему. И недавно наткнулся на вот такой пример. Он кажется мне интересным и полезным для изучения. 

Многие (особенно те, кому за сорок), помнят сатирическую миниатюру Райкина «Незаменимый начальник». Там показан директор завода, который ничего не понимает в том деле, которым руководит. Он сидит в кабинете, а к нему приходят и приходят подчиненные с просьбами, требованиями, предложениями. Директор (которого играет Райкин) может убедительным голосом транслировать чужие запросы. Он берет трубку телефона и просто повторяет то, что ему говорят! Один цех простаивает из-за другого, и необходимо принять меры и пригрозить санкциями… Какой-то бригаде необходимы гвозди, но потребовать их отгрузки может только директор. Даже отругать рабочего за некорректный тон в разговоре с женщиной должен начальник… Должен? Или подчиненные считают, что только он может и должен? И это очень интересный вопрос. 

Для советского зрителя был очевиден сатирический взгляд на такого «незаменимого начальника». Смысл райкинской миниатюры был понятен: таким руководителям не место в структуре управления в советском обществе… Но теперь мы можем посмотреть на этот сюжет как на чистый управленческий кейс. 

И я хочу привести цитату из «Войны и мира». Обратите внимание, что тут у Толстого нет ни иронии, ни сатиры, хотя оба сюжеты очень и очень схожи: 

«Князь Андрей тщательно прислушивался к разговорам князя Багратиона с начальниками и к отдаваемым им приказаниям и, к удивлению, замечал, что приказаний никаких отдаваемо не было, а что князь Багратион только старался делать вид, что все, что делалось по необходимости, случайности и воле частных начальников, что все это делалось хоть не по его приказанию, но согласно с его намерениями. Благодаря такту, который выказывал князь Багратион, князь Андрей замечал, что, несмотря на эту случайность событий и независимость их от воли начальника, присутствие его сделало чрезвычайно много. Начальники, с расстроенными лицами подъезжавшие к князю Багратиону, становились спокойны, солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживленнее в его присутствии и, видимо, щеголяли перед ним своею храбростию». 

Как мы видим, одна из важных функций руководителя – это функция коммуникатора. На ком-то должны замыкаться бесконечные переговорные процессы. Не все вопросы могут быть решены на уровне горизонтальных связей. Но это еще не все. Руководитель – это тот человек, кто берет на себя ответственность за происходящие события. Он в каком-то смысле «может ничего не делать», но зато обязан легитимизировать то, что и так делается. Лидер обладает властью, но иногда эта власть неотличима от уверенности, что все, что делается, делается правильно. 

У персонажа Райкина нет профессиональных компетенций, но подчиненные этого не замечают. Или не это им важно. Им важно знать, что есть центр власти. Который может потребовать, пригрозить, наказать, наградить и решить спор. И вдохновить. Ведь все музыканты знают свои партии, но часто ли вы видели оркестр без дирижёра?