Скоро подходит к концу очередной
учебный год. Я не люблю слово «итоги», поэтому хочу просто поделиться
некоторыми наблюдениями. Вот уже в течение больше, чем полгода я каждый месяц
приезжаю в Нижний Новгород и провожу три мероприятия: студенческий киноклуб и занятия в двух разных школах для старшеклассников. Вот как это было. Первые
два раза администрация школы собирала детей директивно: это совершенно понятно
и оправдано. Как мне показалось, школьникам были интересны мои разговоры о
литературе, и я попросил, чтобы на третий раз пришли только те, кто хочет. К
моему удивлению и радости, пришло довольно много народу. Одно занятие было
посвящено обсуждению короткометражного фильма, другое – разговору о «Ежике в
тумане» (никто из школьников не знал о существовании писателя Сергея Козлова),
третье – разбору стихотворения Заболоцкого…
Почему дети ходят на такие
мероприятия? Мне кажется, что ответ очень простой: любой учитель словесности,
самый консервативный, самый уставший, затюканный контрольными работами,
указаниями начальства и бесконечными проверками тетрадей, - повторяю, любой
учитель согласится, что в преподавании литературы в школе есть мощнейшее
внутреннее противоречие. То, что писатели создавали для добровольного
прочтения, изучается в школе как обязательная программа. И вместо оценки
«понравилось» - «не понравилось» школьники получают вполне реальную отметку,
которая идет в журнал и т.д.
Я не обсуждаю сейчас, нужно ли
отменить оценки для курса литературы, я просто хочу обратить внимание, что в
свободных, необязательных разговорах о литературе есть огромная
притягательность. Школьники чувствуют, что преподавателю интересно
стихотворение (или фильм), что взрослый человек хочет поделиться своими
наблюдениями и рассказать, почему он выбрал именно это произведение и что в нем
скрыто. Это честный и взрослый разговор, когда у преподавателя нет пистолета в
виде оценок и кнута в виде надвигающегося экзамена.
Итак, свободный разговор о
поэзии. Я предложил учащимся создать группу в «телеграмме», чтобы они могли там
что-то писать, выполнять какие-то задания по следам наших бесед. Ребята с
энтузиазмом стали добавляться в группу. Мы даже название остроумное придумали.
Я дал на пробу одно творческое задание. Никто ничего не прислал. Я дал другое,
- откликнулся один человек. Администрация школы хочет продолжения наших бесед в
следующем году. Но как сделать, чтобы учащиеся не превратились в пассивных
потребителей? Как вдохновить их на то, чтобы они тоже что-то написали? Открыли
текст и потратили свое время. Осознали, что образование – это всегда шаг
навстречу. Преподаватель предлагает, ученик отзывается. Преподаватель
готовится, ученик тоже готовится. Оценок нет, все свободны, но без добровольно
взятых на себя обязательств не получится ничего. Энтузиазм учителя и
любопытство ученика – это хорошее топливо, но его хватает только на один бак.
Иллюстрация Ф.Решетников