Недавно меня попросили поработать со школьниками, которые готовятся к городскому или всероссийскому туру олимпиады по литературе. Отдельный разговор про то, что это прекрасные подростки: читающие, думающие, умеющие задавать вопросы. Очень много знающие. После трех часов занятий я подумал, что сам получил больше, чем они: огромный заряд положительных эмоций и мощную мотивацию продолжать работать в сфере культуры…
Но сейчас я хочу написать о том, как мы начали разговор. Старшеклассники. Я вижу их первый раз. Я должен с ними разобрать два или три стихотворения. Но нельзя сразу обращаться к тексту. Нужно сначала задать какие-то общие вопросы. Спрашиваю, нравится ли им поэзия. Выясняется, что читать или писать стихи гораздо интересней, чем анализировать, а слушать стихотворение, положенное на музыку приятней, чем просто читать «голый» текст. Пара вопросов – а какая бездна интереснейших тем, которые необходимо обсудить:
Еще не дойдя до анализа конкретного стихотворения, мы натолкнулись на самые сущностные, самые важные вопросы! А потом мы стали читать стихотворение Пастернака «Ночь». И тут же обнаружили, что невозможно определить, о чем оно написано. Это про ночь? Или про то, что ночью не спят? Или о том, что нужно бороться со сном? Или это призыв к художнику запечатлеть красоту мира? Или о вечности? О времени? Или – обо всем сразу? Никто из старшеклассников раньше не читал этого стихотворения, но все в течение двух часов с удовольствием разбирали поэтический текст. Внешне – готовились к олимпиаде по литературе. А на самом деле – рассуждали о самых важных вопросах мироздания.
Если мы начинаем читать стихи, то должны быть готовы к очень серьезному разговору. Конечно, речь идет только о хороших стихах. Кстати, как определить, чем отличается хорошее стихотворение от плохого?
Иллюстрация: Ф.Решетников