Главная Новости и блог О старом и новом

О старом и новом

О старом и новом

В начале двухтысячных, когда мобильные телефоны стали постепенно превращаться в смартфоны, я купил для своей Nokia раскладную клавиатуру. Выглядела она очень круто, подсоединялась к телефону через блютуз и служила одновременно подставкой для головного устройства. Такой очень маленький компьютер. И вот однажды я пытался, сидя на лекции, конспектировать ее содержание с помощью такой модной и продвинутой конструкции. Получалось плохо: экран маленький, клавиатура тоже миниатюрная, набранный текст иногда исчезал, куда его сохранять, я не очень понимал, но все равно старался пользоваться достижениями прогресса. Потом стало ясно, что или прибор несовершенен, или я не могу научиться им пользоваться, - одним словом, я понял, что деньги на клавиатуру были потрачены зря. Потом появились планшеты, много памяти в смартфонах, встроенные диктофоны и т.д., и стало гораздо легче фиксировать услышанное…

Недавно в рамках нашего проекта «Родное слово» в Переделкино я слушал прекрасную лекцию Юрия Сапрыкина про Курта Воннегута. Рядом со мной сидела школьница и усердно записывала главные тезисы докладчика… в тетрадь. С помощью шариковой ручки. Во-первых, за этим было очень здорово наблюдать. Прекрасный школьный навык, письменные принадлежности, которые не зависят от качества связи, подзарядки и т.д. Огромное поле для заметок, подчеркиваний, зачеркиваний, рисунков рядом, сносок и т.д Рука, ручка и тетрадь. Все органично и очень удобно. 

Ясно, что этот пост не против технического прогресса. Он о том, что прогресс должен служить нам, а не мы прогрессу. В этом вся разница. Если мы пришли на лекцию к прекрасному докладчику и нам действительно интересно содержание, то мы внимательно слушаем. Или делаем пометки в тетради. Если мы хотим убедить себя (и, возможно, окружающих), какое умное устройство в наших руках, сколько оно может и т.д., то, наверно, сама лекция нас не очень интересует. 

Этот текст про то, как здорово «буквы разные писать тонким перышком в тетрадь», я набираю на своем компьютере. Но! Не так давно один прекрасный коуч, с которым я занимался, подсказал мне, что мои лекции станут гораздо эффективнее, если я буду готовиться к ним с помощью бумаги и ручки. И теперь я так и делаю. У меня много разноцветной бумаги, маркеры, фломастеры. Я кладу бумагу альбомным форматом, чтобы строчка получалось длинной, и записываю свои тезисы. Один лист, другой, третий. Я записываю и лучше запоминаю. Мне легко сортировать материал. Он со мной, и мне не надо беспокоиться, что что-то в самый ответственный момент «не откроется». 

Старый школьный навык оказался новым приемом, которому я научился у коуча. Я заново учусь писать. С удивлением смотрю на собственный почерк и понимаю, что получаю удовольствие оттого, что делаю то, чему учили нас в школе.  Приятно держать в руках ручку, шелестеть бумагой и чувствовать, как тобой создается текст. Без посредников, которые обезличивают процесс написания.

Иллюстрация: Х.Андерсон